Технологии фрезеровки

Деревообработка на фрезерных станках как бизнес. Часть 2

Перспектива открытия собственного бизнеса волнует многих предприимчивых людей. Особенным энтузиазмом отличаются опытные специалисты, желающие развивать свои таланты и выходить на «новые горизонты». К большому сожалению, попытки создать малое предприятие часто заканчиваются неудачей. В прошлой статье мы рассмотрели типичные ошибки начинающих предпринимателей — на примере создания деревообрабатывающего предприятия, использующего современное оборудование с ЧПУ. Ниже следует продолжение этого перечня.

Ошибка №4 – «раздутые» штаты

Как было описано в «ошибке № 3», развитие бизнеса (если он не закрылся тут же после создания) обязательно проходит через стадию неконтролируемого роста. Когда предложение не успевает за повышающимся спросом и чувствуется упущенная прибыль, поневоле возникает идея увеличения производства. А поскольку работать самому и заставлять работать других по двадцать четыре часа в сутки невозможно, приходится нанимать дополнительных сотрудников. Однако, как только бизнес «поднимает голову», он попадает в область правовых отношений. А это — налоговые проверки, разнообразные инспекции (экологи, Энергонадзор, санэпидстанция и т. п.), ворох отчётной документации и так далее. Неизбежно встаёт вопрос о создании «канцелярии» — уже нельзя обойтись без бухгалтера, технолога, снабженца, приёмщика, инженера по качеству, инженера по технике безопасности, а также маркетолога, рекламщика и копирайтера заодно.

В результате, резко увеличивается доля «балласта» — не в том смысле, что перечисленные сотрудники ничего не делают. Просто они не заняты непосредственно производством, но расходы на их содержание также включаются в себестоимость продукции. Тут же возникает дилемма — для сохранения рентабельности приходится либо поднимать цену продукции (рискуя потерять с таким трудом приобретённых в период развития бизнеса клиентов), либо увеличивать производственный штат (закупать новые станки, расширять площади). Второй вариант привлекательней с точки зрения стратегического развития предприятия, но несёт в себе массу новых «подводных камней» и требует профессионального подхода к отладке бизнес процессов.

Ошибка №5 – чрезмерная реклама

На начальном этапе предприниматель горит желанием что-то делать, но встречает настороженность/равнодушие потенциальных клиентов. Энтузиаст бросается рекламировать свои возможности. Ибо рекламировать продукцию он не может: её либо ещё нет (без твёрдого «портфеля заказов» нерентабельно производить широкий ассортимент «на выставку»), либо уже нет (весь материал пущен на образцы, которые не находят сбыта — приобретать новый не на что!). Такая реклама часто обходится в копеечку, но не приносит отдачи.

Ещё обиднее, когда малое предприятие успешно работает и выпускает продукцию на пределе возможностей. Причем на начальном этапе команда предпринимателя трудится на совесть и обеспечивает хорошее качество. Клиенты довольны, «сарафанное радио» отлично работает — появляются новые заказчики, спрос растёт, а удовлетворить его не хватает мощностей (см. ошибку № 4). В такой ситуации агрессивная реклама может лишь навредить.

Как же быть? Однозначного ответа не существует. Необходимо ориентироваться «по потоку»: планировать бюджет на рекламные акции, но собрав «портфель заказов», снова погружаться в работу — и ориентироваться на качество продукции, а не количество новых клиентов!

Ошибка №6 – «делай как я!»

Каждый предприниматель относится к своему предприятию с любовью и восхищением. Что может быть приятнее развивать свою идею и наблюдать как она обретает материальное воплощение, да ещё и приносит прибыль. А уж если предприятие бурно растёт… никаких усилий не жалко — работай себе и радуйся!

К сожалению, энтузиазма «создателя» совершенно не разделяют наёмные рабочие. Для них ваше детище не что иное, как нудная «лямка», которую надо тянуть — и получать за это гроши, пока вы, владелец, купаетесь в роскоши. Сколько бы вы не работали сами, не вдохновляли своим упорным трудом и примеров — это отношение не меняется. Увы, но практика показывает, что даже родственники энтузиаста, открывшего собственный бизнес, если и участвуют в нём, то с целью больше получать и меньше работать.

Такая печальная тенденция очень опасна именно для малого производства. Создатель бизнеса желает видеть свое предприятие передовым и высокотехнологичным, не жалеет средств на оснащение дорогим автоматическим оборудованием, стремиться ввести культуру экономного и бережного отношения к материалам и технике. А что на практике? Рабочий класс трудится так же «халтурно», как привык годами. Никаких «инноваций» воспринимать не хочет. Ворчит на малую зарплату, хотя его производительность труда просто «никакая». Про бережное отношение к «буржуйскому хозяйству» речи не идёт вообще!

Конечно, обойтись без команды не удастся. Возможно, удастся найти (пусть в результате долгого и кропотливого «отсева») аккуратных и ответственных работников. Но рассчитывать на их появление изначально — это ошибка.

Ошибка №7 – «универсалы-многостаночники»

Для организации собственного предприятия нужны упорство и знания. Даже если начинающий предприниматель не знает каких-то нюансов, он вынужден быстро учиться и постигать всё «на лету». Нанимая работников, создатель бизнеса стремится найти таких же уверенных профессионалов — никому и в голову не приходит доверять неокрепший бизнес новичкам! Их к тому же ещё надо обучать, контролировать, а времени и ресурсов на это нет.

Это одна из главных ошибок начинающих предпринимателей! Очень маловероятно, чтобы настоящий профессионал согласился участвовать в становлении предприятия с туманными перспективами (с туманными для него — он ведь не окрылён вашим энтузиазмом!). К тому же заинтересовать профессионала может только высокая оплата, что будет неподъёмно для неокрепшего бизнеса.

Стоит ли вкладывать все средства в одного «спасителя»? Ведь бизнес — это команда. И развиваться она должна как единый организм. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы привлечь к работе молодых перспективных работников. Пусть ещё неопытных, но стремящихся научиться. В ваших руках сделать из них по-настоящему преданных помощников — ведь своим успехом они будут обязаны вам. И вашему предприятию.